Загрузка...

Пользователи

      Задай вопрос ректорам вузов ДВ

      Участники: А.А. Фаткулин, Б.Е. Дынькин

      Конференция закончена.
      Начало: 12 февраля 2009 г. в 12:00
      Конец: 12 февраля 2009 г. в 12:30




      Вопросы конференции

      Наше "высшее" по мировым меркам "ниже среднего". Это подтверждают многочисленные исследования. Лишь МГУ и Санкт-Петербургский институты "плетутся" в конце. Даже китайские институты нас обогнали. Качество нашего "высшего" это иллюзия качества. Где происходит большинство открытий-прорывов? Количество Нобелевских лауреатов на всю страну? Отсутствие исследований при институтах (как в большинстве стран-инноваторах). Собрались провести очередную реформу образования... Кто будет воплощать даже самые умные замыслы (если и возникнут) в жизнь? Бездари "менеджеры" которые не могут организовать работу? Неучи "специалисты" которые не способны ничего придумать? "Инновации в образовании"... Пытаются создать на западе "суперВУЗ", президент поддерживает, деньги есть. Но..."средств -то у нас хватает... у нас ума не хватает". Поэтому на различных ток-шоу "перлы" Жириновского, наподобие, "надо заставить создать хороший автомобиль" поддерживают овациями.
      .
      Критиковать все наше высшее образование неверно. Подтверждением фактов конкурентоспособности нашего образования являются международные образовательные программы, и не только в московских и питерских вузах. Те же китайские студенты осознано выбирают российские вузы. Участие России в международных интеграционных образовательных процессах, таких как Болонский процесс в Европе, говорят о наличии у России целого ряда преимуществ. Многие страны стремятся создать, а в России длительное время действует, единую систему оценки деятельности вузов. Действуют единые образовательные стандарты, позволяющие повысить мобильность студентов, которая ограничивается в основном их финансовыми возможностями. Специалисты по целому ряду отраслей очень востребованы в других странах. Конечно, не все идеально. Демографический спад и иные накопившиеся проблемы не позволяют вузам динамично развиваться. Во многих вузах устарела материальная база, значителен возраст профессорско-преподавательского состава, но вузы, заинтересованные в своем развитии, находят возможности для развития. В этом направлении самым ярким примером, могут служить инновационные вузы, участвующие в реализации национального проекта «Образование». Спасибо за это и Президенту Российской Федерации и Министерству образования и науки. Однако, совершенствовать высшую школу России нужно. И главным критерием в мотивации вузов и студентов должны стать требования, предъявляемые к специалистам работодателями. Именно тогда когда работодатель начнет внимательнее оценивать «а что ты можешь», а не «что ты закончил» система образования придет к нужному балансу. Борис Дынькин


      А.А. Фаткулин - Сегодня наше образование претерпевает серьезные изменения. И многие проблемы порождены вхождением в мировую систему образования. В течении 8-10 лет эти проблемы будут преодолены и мы будем иметь вузы действительно мирового уровня. На эти цели сегодня выделяются огромные средства, создаются новые типы высших учебных заведений, и ужесточаются требования к качеству образования.
      Здравствуйте. Порядок поступления в ВУЗы выпускников школ 2009 года понятен, а как же быть с поступлением на заочное обучение выпускников прошлых лет (когда об ЕГЭ мы даже и не знали). Например я имею высшее техническое образование, какие испытания меня ожидают при желании получить второе высшее образование? Спасибо. Катерина
      Катерина Х.
      В 2009 году прием на первый курс, при получении высшего профессионального образования впервые, на все формы обучения проводится по результатам ЕГЭ. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в ДВГУПС на первый курс на конкурсной основе по результатам собеседования. По заочной форме обучения в нашем университете реализуются сокращенные программы. Срок обучения 3 года. Борис Дынькин


      А.А. Фаткулин - Прием в университет на первый курс, лиц, имеющих профессиональное образование, осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, устанавливаемых вузом самостоятельно. Это определено в пункте 3 Порядка приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждении профессионального образования на 2009-2010учебный год., утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации т 26 декабря 2008 года №396.

      В Дальневосточном государственном техническом университете, для получения второго высшего образования по очной и заочной формам обучения, требуется сдать вступительные испытания в форме собеседования. На собеседовании могут быть заданы вопросы из числа общеобразовательных предметов, по которым сдаются вступительные испытания на выбранную абитуриентом специальность, либо вопросы профессиональной направленности по выбранной специальности.
      Скажите, если мой ребенок учится в вузе на бюджетном месте должна ли я ежегодно оплачивать благотворительный взнос в размере половины платы за обучение. Без предоставления квитанции об оплате студента не допускают к сессии. В деканате пояснили, что это бюджетное место с частичным возмещением расходов на обучение. При поступлении был составлен договор на оказание благотворительной помощи, а не на оказание образовательных услуг с частичным возмещением расходов на обучение.
      Рада Ш.
      Уважаемая Рада! Внимательно просмотрите приказ о зачислении Вашего ребенка. При получении высшего профессионального образования впервые граждане, зачисленные на основании результатов конкурса после завершения вступительных испытаний на бюджетное обучение, обучаются за счет средств федерального или муниципального бюджета (бюджетные места), т.е. для них бесплатно. ДВГУПС не заключает договора на благотворительную и спонсорскую помощь и при обучении на бюджетном месте никакие дополнительные взносы не взимаются. Любая помощь – это Ваше добровольное дело. Борис Дынькин


      А.А. Фаткулин - В соответствии со статьей 29 Федерального Закона от 22.08.1996. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании платная образовательная деятельность высшего учебного заведения не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемых за счет средств бюджета. В противном случае, средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем высшего учебного заведения.

      При этом высшее учебное заведение вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами.

      Форма договора об оказании платных образовательных услуг утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 28.07ю2003г. №3177.

      Таким образом, взимание оплаты за освоение основной образовательной программы с лиц, обучающихся за счет средств государственного бюджета не допускаются.
      Почему в вузах такое дорогое обучение? Вам не кажется странно платить за обучение по 40-60 тыс. в год, а затем устроиться на работу за 10-15 тыс в месяц? Это по вашему мнению справедливо?
      Вячеслав М.
      Стоимость обучения в вузе определяется рядом факторов и определяется всеми составляющими процесса обучения: зарплата преподавателей и сотрудников, коммунальные услуги, транспортные и т.д. Как Вам известно, стоимость этих составляющих постоянно растет. Соответственно растет и плата за обучение. К сожалению, по иному и быть не может. Вместе с тем, ДВ вузы сдерживают рост платы за обучение. Сравните с вузами, например, Москвы. Теперь. Если учесть, что 60 тыс. в год составляет 5 тыс. в месяц, то ситуация плохая, но проблема обучения решаема. Для решения вопросов оплаты возможно два пути. Первое – поступление на бюджетное место. Количество этих мест последние годы практически не снижается, хотя количество абитуриентов резко упало. То есть шансы поступить увеличились. И второе – образовательные кредиты. Хотя по ним, конечно, есть ряд вопросов. Борис Дынькин.


      А.А. Фаткулин - В наших вузах обучение разное: от 15-20 тыс. до 250 тыс. руб. в год. Все зависит от спроса на образовательные программы, от рейтинга вуза и платежеспособности населения. К сожалению, в Дальневосточном регионе на технические специальности спрос уменьшается. В связи с этим устанавливается минимальная возможность оплаты в каждом конкретном вузе: чтобы только свести концы с концами. Зачастую - это ниже нормального финансирования бюджетных мест.
      Здравствуйте, а что нужно сделать, чтобы стать ректором? Насколько это сложный путь? Даниил
      .
      Уважаемый Даниил
      В 1971 году я окончил с отличием Хабаровский институт инженеров ж.д. транспорта по специальности «Электрификация железных дорог». Защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертации. Очень много занимался экспериментальными работами, внедрением разработок. Ряд разработок используются на сети дорог СНГ и России. Был заведующим кафедрой, деканом, проректором по учебной работе. В 2007 году победил на выборах ректора ДВГУПС.
      Борис Дынькин

      А.А. Фаткулин - Ректором не становятся . Ректора выбирает коллектив. А чтобы выборы состоялись, необходимо заслужить уважение и авторитет у своих коллег. И, конечно, чтобы удача не отвернулась.
      - Уважаемый Анвир Амрулович, 3-хлетний период Нацпроекта «Образования» стал основой для серьезных институциональных изменений в российском высшем образовании. Итоги подводить рано, но можете ли вы назвать какие-то основные результаты для Вашего вуза, региона в целом, лично для Вас? Спасибо. Валерия Чайка, спецкор журнала «Регионы России» в ДВФО
      .
      Важнейший результат нацпроекта «Образование» - формирование на базе ведущих вузов Дальневосточного региона ДВГТУ, ДВГУ, ДВГУПС, ЯГУ) ресурсных центров развития высшего профессионального образования при приоритете инновационной составляющей: в образовательных технологиях, в научных исследованиях, в инновационно-технологических разработках, в социальных и международных проектах.


      Если говорить о ДВГТУ, одним из результатов нацпроекта «Образование» является разработка и создание на базе вуза новой модели учебно-научно-инновационного комплекса как кластера новой региональной экономики. Это совокупность научно-образовательных центров, ориентированных по приоритетным направлением социально-экономического развития территории с учетом укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сформирована инфраструктура инновационной деятельности как внутри вуза, так и в регионе, что полностью соответствует задачам, определенным Концепцией российского образования и Стратегией развития России до 2020 года.

      Для меня лично – это проект высокой гражданской значимости, высочайшего уровня ответственности, и его успешное выполнение наполняет гордостью за наш коллектив, за людей, которые проявили себя как менеджеры, не побоюсь этого слова, мирового уровня. Я бесконечно благодарен своим коллегам и уверен, что нам по плечу любые и региональные и федеральные задачи.
      Анвир Амрулович, добрый день! В этом году единый государственный экзамен стал обязательным для всех выпускников школ. Как Вы оцениваете уровень подготовки студентов, поступивших в вуз по ЕГЭ в 2008 году? Можно ли предположить, что введение ЕГЭ в штатный режим повысит уровень подготовки школьников? Шкляева Александра, менеджер
      .
      Уровень подготовки студентов, поступивших по ЕГЭ – обычный. Он падает с каждым годом, и это системная проблема, как общего образования, так и вузов. Наиболее подготовленные – это студенты, поступившие из структур довузовской подготовки, которые работают при университетах: лицеев, колледжей, школ юных специалистов, а также из городских специализированных школ. Именно они составляют сегодня основу перспективного студенческого контингента, которым по плечу освоение сложных программ инженерного образования, участие в научно-исследовательской работе, олимпиадах, конкурсах, в том числе международного уровня. Формирование контингента на основе ЕГЭ не освобождает вузы от необходимости высокого качества подготовки, поэтому, и это становится нормой, организуются всевозможные программы и занятия для «доучивания» поступивших на первый курс студентов по физике, математике и ряду других дисциплин.

      Главная проблем вузов – абсолютное уменьшение численности абитуриентов из-за той пресловутой демографической «ямы», и это реальная угроза качественному контингенту студентов. А следовательно и последующему качеству выпускников.
      - Анвир Амрулович, что изменилось в деятельности Вашего вуза и в обучении студентов с реализацией инновационной образовательной программы ДВГТУ? Александр, инженер, ( г. Владивосток)
      .
      НАЗАД   1   2  3  ВПЕРЕД