Вы: Гость ( Войти )

Выберите Ваш город...
По-умолчанию, через 10 секунд будет установлен город Хабаровск

г. ( Россия )

Изменить
MoiGorod.Ru Mobile!

Форум

ЯСКЕВИЧ в бронзе

28 Окт 18:06
Яскевич в бронзе Анатолий Яскевич, хабаровский мастер-литейщик. Его скульптурные композиции можно встретить не только на камин-ной полке власти предержащих, но и в Дальневосточном художе-ственном музее. Штампованные сувениры завода «Дальдизель», периода семидесятых годов, к которым Яскевич тоже руку при-ложил, - практически у любого дальневосточника, кто увлекался в то время бронзовыми вещицами. Так что Анатолий Павлович, довольно известный в городе и крае человек. Нет, Яскевич не V.I.P. персона, не особа приближенная к импера-тору, - beg pardon, то есть губернатору. Хотя и почетный гражданин Хабаровска - 2003, ученый муж - профессор. Анатолий Павлович пре-подает в Хабаровском государственном техническом университете, - направление художественное литье. Он интеллигент. При этом Яске-вич прост и доступен в общении, охотно делиться с журналистами своими жизненными наблюдениями, рассказывает о работе, увлече-ниях. Яскевич - начальник литейного цеха завода «Дальдизель», рабочий от Бога, - таких встретишь редко. Эта последняя регалия, наверное и является главенствующей, пассионарной колеёй всей его жизни. О творческой работе Анатолия Яскевича давайте и поговорим. Знаменитый 24-х килограммовый бронзовый, червлёный медведь работы Яскевича, словно сошедший с герба Хабаровска - стал штуч-ным, и одновременно официальным сувениром Дальнего Востока. Такой мишка есть у министра МЧС Сергея Шойгу, разумеется, у губернатора края Виктора Ишаева, у мэра города Александра Соколо-ва - при чем у последнего - уникальная композиция (!): медведь и тигр, держат герб Хабаровска. До последнего времени бронзовый медведь находился в собствен-ности и у директора завода «Дальдизель». Но с тем косолапым при-шлось расстаться. Отобрали! На открытии спортивно-концертного комплекса «Платинум Арена», хозяину сооружения, Виктору Лопатю-ку, того, дарёного мишку и задарили. - А больше нет. Не успел отлить из желтого металла новых,.. - го-ворит Анатолий Павлович. - Не просто отлить из бронзы зверя за полчаса. Здесь должно при-сутствовать особое чувство чистоты и одухотворенности, тогда и ме-талл будет «легким». Прежде всего, надо отдать должное скульптору Максиму Ананен-ко, который и слепил из глины именитого медведя, в движении, стоя-щего на дыбах. А я уже по копиру - отлил его в бронзе, - рассказывает мастер. - Да, кто-то называет меня мастером (поправляет автора. - Ред.). А я с этим не согласен. Ведь я не создаю композиций, я их копирую. Уже созданные произведения искусства великими мастерами-литейщиками, пробую воспроизвести заново. Это и называется худо-жественным литьём. Анатолий Павлович литьем занимается давно. В 1954 году он при-шел на хабаровский завод-гигант «Дальдизель». В те годы на заводы Советского Союза спускали разнарядки - делать сувениры. Вот заво-дчане и решили, что пусть литейный цех и занимается плавкой. В 1960-м году на полках промтоварных магазинов Хабаровска появился первый сувенир - бронзовый «Футболист», затем «Царь-пушка» (уменьшенная копия), пепельница с собачкой, литой якорь. Поделки пользовались популярностью в народе (посмотрите, может и у вас в доме затерялась бронзовая фигурка Яскевича! - Ред.). - Но это так, одно баловство, не требующего мастерства, знаний металла, литья, штучной работы, - уточняет Яскевич. Эта штамповка Анатолию Павловичу скора наскучила. Ему хоте-лось нечто большего, эпохального, красивого - для души, для сердца. Так и появилась в 1982-м году скульптура «Святослав». Все… ахнули! До чего тонкая работа и точная копия. А Яскевич не останавливался на достигнутом. Увлекся. Появились новые работы, копии с оригина-ла «Царский сокольничий XVIII века», «Россия» клодовский конь. И все из бронзы. Отливал Яскевич и памятники в Хабаровске: «Арсе-нальцы», «Чёрный тюльпан», бюст Малиновского. А как Яскевич пришел к бронзе, к литью? Совершенно случайно. После десятилетки мечтал стать спортсменом, занимался многими ви-дами спорта. Даже была попытка начать военную карьеру. Поступал Яскевич в Иркутское авиационное училище. Но не удачно. Призвали в армию, на срочную службу. После демобилизации, пригласили Ана-толия преподавать физическую культуру ребятам, в его же, родную школу. Так получилось, что в тот день, вместо школы, учительства, попал Яскевич в литейный цех завода «Дальдизель». Подводить товарищей было не удобно, остался. Пошел на самую вредную, тяжелую работу - формовщиком в литейный цех, на конвейер. Через год с «Дальдизеля» сбежал. Уволился и думал, что ни какие пути-дорожки не приведут на завод. В 1956 году поступил в техникум, на отделение механической обработки металлов. И надо было так случиться, что у факультета че-рез год сменили профиль, - стали говорить специалистов горячей об-работки металлов и бронзы. И вот судьба опять Яскевича столкнула с литейным производством. Ну что, после техникума… на завод «Дальдизель». Мастером-технологом, затем начальником литейного цеха с коллективом в пять тысяч человек. Прикипел душой к заводу, здесь и остался. Вот уже 47 лет Анатолий Павлович трудиться на производстве тяжелой промыш-ленности. Конечно, в жизни приходилось многому учиться, осваивать новые технологии (к примеру, литье под давлением тяжело давалось), пере-нимать опыт других заводов. Без отрыва от производства получать высшее образование, защищать научные диссертации. - И конечно, если бы не увлечение, страсть к художественному ли-тью, давно бы все бросил. Ведь порывался не раз покинуть горячий цех, но… останавливался. А как же мои герои? - говорит литейщик - Это ведь только в Москве можно лицезреть работы барона Клода, скульпторов Чохова, Растрелли, Лансере. А у нас на Дальнем Востоке - их наследие представлено лишь в картинках. И вот новое увлечение Анатолия Павловича. Колокола! О них осо-бый разговор. - В колокольном литье, главное - это секрет отливки. Колокола - целая наука, со своими тонкостями. Вам никто не расскажет техноло-гию литья. Даже на заводах, специализирующихся на этом. Работаю там в основном семьями, поэтому и передают секреты из уст в уста. Да это и раньше так было. Каким образом отливали колокола и пушки, никто не знал. Догадывались. А когда в Москве в 1812 году случился пожар, выгорело много архивов колокольных дел мастеров. Древние секреты литья чуть не утеряли на век. Сейчас известно 505 фамилий известных литейщиков. С их архивов и возродилось коло-кольное производство в России, - говорит Анатолий Яскевич. Свой колокол Анатолий Павлович отлил два года назад. Весит он 3,5 пуда. Пока своего предназначения в звоннице, в церкви он не на-шел. Весит в кабинете, на заводе. А почему? - Я не знаю, что отлил, - говорит Яскевич. - Была такая потреб-ность. Все гадал - а получиться ли звон? Вот он получился. Но пас-порта на колокол нет. Его надо прозвонить на электронный камертон, чтобы определить тональность и основной тон. Колокол - это церковный музыкальный инструмент. И чтобы его отливать, надо не только технологию знать, но и духовно быть гото-вым к такому ответственному литью. И хотя Яскевич не крещенный и не верующий, колокол ему удался. Видно у каждого в душе свой бог. Иначе, как без веры, как без надежды на лучшее. Колокол Яскевича - бронзовый сплав, с тягучим, светлым звоном. Сам мастер рассказывает, что литью колоколов изучал по книжкам. Пришлось засесть за химию, поучить теорию кристаллизации. Известно, что в древней Руси колокола от сильного звона часто раскалывались. Яскевич выяснил, что тогда в бронзу выкладывали олово (для звона) на глаз. А требовалось определенная пропорция. Уз

Написать ответ

- укажите Ваше имя, или Войдите
↑ Наверх

Главная Новости Доска объявленийНовинка Валюты Афиша (кино) Афиша (события) ФорумНовинка ПопутчикиНовинка ТВ Знакомства Сообщения МагазинНовинка Адреса Погода Конференции Онлайн SMS Чат! MoiGorod
Ваше мнение о MoiGorod.ru:
- Мнение, Емайл, Телефон
Вид:  Мобильный  |  Полноценный
© m.MoiGorod.Ru Mobile!
С 2005 года :-)