«Европейцы лучше борются с ВИЧ»

Американским исследователям удалось обнаружить генетическую вариацию, связанную со значительным снижением количества вирусных частиц ВИЧ, циркулирующих в крови больного. По мнению ученых, их открытие может привести к появлению новых методов борьбы со смертельным заболеванием.

В своем исследовании сотрудники Университета Дюка в Северной Каролине использовали данные о 30 тысячах ВИЧ-инфицированных европейского происхождения. Из этой группы было выделено около 500 больных с известной датой заражения и стабильными уровнями частиц вируса иммунодефицита (вирусная нагрузка) в крови.

Ученые проанализировали генетические особенности исследуемых и сопоставили их с уровнями вирусной нагрузки. В результате выяснилось, что наличие одного из вариантов гена HLA-C — rs9264942 — статистически связано со значительно меньшей скоростью размножения вируса в зараженном организме. Так, уровни вирусной нагрузки у людей, обладавших двумя копиями варианта rs9264942, были в среднем на 90% ниже, чем у остальных больных.

Уровень вирусной нагрузки при ВИЧ-инфекции напрямую связан с вероятностью развития СПИДа, поэтому прогноз для больных, у которых этот показатель невелик, значительно лучше, чем для тех, у кого он находится на стабильно высоком уровне.

По мнению исследователей, мутация rs9264942 связана с повышенной выработкой HLA-C. Этот белок играет важную роль в иммунной системе, в частности, он участвует в распознавании клеток, зараженных вирусами. Ранее было установлено, что вирус иммунодефицита человека способен блокировать действие двух белков с аналогичными функциями под названиями HLA-A и HLA-B. Судя по всему, однако, он не способен противодействовать HLA-C.

По данным генетиков, до 10% европейцев являются счастливыми обладателями двух копий rs9264942, наличие которых связано с 90-процентным снижением уровня вирусной нагрузки при ВИЧ-инфекции. Еще 50% обладают одной копией этого гена, что связано со снижением этого показателя на 60%. В то же время, этот вариант гена значительно меньше распространен среди африканцев. Одна его копия встречается только у 40% выходцев с Африканского континента.

По словам руководителя исследования Жака Фэллея, открытие нового гена может привести к разработки новых способов лечения ВИЧ-инфекции. Например, в будущем ученые могут найти способ искусственно повысить выработку белка HLA-C в организме ВИЧ-инфицированных пациентов.

Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.ru по материалам Медпортал.ру