«НАСА атакует Луну»

НАСА намерено в следующем году нанести удар по Луне при помощи спутника-камикадзе. Главной целью удара станет ответ на вопрос: «Есть ли на Луне вода?». Американские эксперты говорят, что миссия будет весьма бюджетной, а шансы на успех велики, добавляя, что обнаружение воды на спутнике Земли может значительно ускорить ее освоение человеком.

Изначально НАСА намеревалось отправить к Луне один спутник-разведчик Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) ценой в 491 млн. долларов. Однако в январе 2006 года инженеры решили увеличить мощность ракеты, которая должна доставить спутник на орбиту Луны, повысив ее грузоподъемность примерно на тонну. После этого десятку научно-исследовательских центров США было предложено подумать, как лучше использовать дополнительную грузоподъемность.

Было предложено 18 различных проектов. Победителями стали ученые из Силиконовой долины, сформировавшие команду «Голубой лед». Согласно их предложению, помимо LRO на ракете к Луне отправится еще один, по меркам НАСА недорогой (79 млн. долларов), спутник Lunar Crater Observation and Sensing Sattelite (LCROSS). После того как LRO выйдет на орбиту Луны и займется своими исследованиями, более маленький LCROSS вместе с одной из ступеней ракеты (Centaur) отправится прямо к поверхности спутника Земли. На расстоянии в 38 тысяч км Centaur и LCROSS разъединятся, после чего ступень ракеты отправится к поверхности Луны со скоростью в два раза быстрее скорости пули. От удара ракеты о Луну взметнется облако пыли высотой почти в 10 км, а четыре минуты спустя LCROSS войдет в это облако и займется сбором информации о наличии воды, непрерывно поставляя данные на Землю до тех пор, пока сам спутник не врежется в Луну.

Эксперты весьма оптимистично настроены по поводу предстоящей миссии, указывая, что даже в случае ее провала относительная дешевизна LCROSS позволит исправить ошибки и безболезненно отправить схожий спутник еще раз или два. Впрочем, вероятность ошибки, по их подсчетам, весьма невелика. «Идея отправки LCROSS весьма экономична. Более того, НАСА уже проводила нечто подобное в прошлом. Одним из примеров можно назвать проект Lunar Prospector, во время которого в больших количествах был обнаружен водород на полюсах Луны. Еще одним историческим примером можно назвать запуск аппарата «Глубокий удар» (Deep Impact), который врезался в комету Темпель-1 (тогда ученым удалось проникнуть в «сердце кометы»)», — говорит временный директор института Космоса (Space Institute) во Флориде Джейдип Мукхерджи.

Таким образом, LCROSS поможет выяснить, есть ли вода на Луне. Дело в том, что до 2020 года НАСА намерено отправить астронавтов на спутник, а также начать готовиться к созданию Лунной базы. Вода в случае обнаружения, по данным Popular Mechanics, могла бы решить сразу 2 задачи: для получения кислорода, необходимого для дыхания астронавтов, и водорода, используемого в качестве топлива для ракет (в том числе предназначенных для полета на Марс).

Подготовлено порталом MoiGorod.Ru по материалам РБК daily