«Ученые обнаружили планету с резкой сменой климата»

Астрономы обнаружили планету с самым экстремальным климатом из известных ныне. Экзопланета называется HD 80606b. Открытие было сделано при помощи телескопа Spitzer.

Газовый гигант HD 80606b массой в четыре юпитерианские вращается вокруг звезды по эллиптической орбите с периодом в 111 дней. Астрономы установили, что в своей ближайшей к звезде точке планета получает примерно в 800 раз больше тепла, чем в самой удаленной. Более того, расчеты показали, что раз в 111-дневный год температура на освещенной стороне HD 80606b резко возрастает: с 527 градусов до 1227 градусов по Цельсию она поднимается всего за шесть часов.

Компьютерное моделирование позволило установить, что скорости ветров, которые в этот период устремляются с горячей дневной стороны на более холодную ночную, могут превышать 4 километра в секунду (для сравнения, скорости юпитерианских ветров меньше 0,5 километра в секунду). Вращение планеты вокруг собственной оси, в свою очередь, приводит к "закручиванию" этих ветров в ураганы. При этом, как считают исследователи, ураганы резко ослабевают, когда планета удаляется от светила и охлаждается.

В рамках исследования астрономы изучали инфракрасное излучение планеты при помощи так называемого транзитного метода. Дело в том, что из-за геометрического расположения плоскости орбиты HD 80606b экзопланета иногда полностью скрывается от наблюдателя за своей звездой. Это позволило ученым получить данные об излучении самого светила. Затем, зная данные о видимом излучении звезды, когда экзопланета находится перед ней, ученые смогли получить информацию об излучении самой планеты.

Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам lenta.ru