«Регенерация тканей заблокирована генами»

Способность млекопитающих к регенерации, которая считалась утраченной в ходе эволюции, удалось активировать у мышей, блокируя ген p21, сообщают американские ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Способностью восстанавливать утраченные ткани тела обладают такие животные, как тритоны, плоские черви и гидры. У млекопитающих, как считается, эта способность пропала в процессе эволюции, но, возможно, она «дремлет» в клетках, и ее можно активировать.

Группа исследователей под руководством Эллен Хебер-Катц из Института Вистара в Филадельфии блокировала у лабораторных мышей действие гена p21, возможно, связанного с частичной регенерацией, после чего взрослые клетки начали вести себя как стволовые: проколы в ушах мышей через несколько недель затянулись без шрамов.

«Как тритон, который потерял конечность, эти мыши смогут заменить отсутствующие или поврежденные ткани здоровыми, без единого следа шрамов. Хотя мы только начинаем осознавать последствия этих открытий, возможно, когда-нибудь мы сможем ускорять выздоровление человека, временно отключая ген p21», - сказала профессор Хебер-Катц.

Ген p21 тесно связан с другим геном, p53, который контролирует деление клеток и препятствует образованию опухолей. В обычных взрослых клетках организма, по словам ученых, p21 блокирует деление клетки в случае повреждения ДНК, поэтому у мышей, у которых он отключен, больше риск возникновения рака.

Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам журнала Proceedings of the National Academy of Sciences