«Японцы усваивают суши из-за особых бактерий»

Ученые нашли в кишечниках японцев уникальные бактерии, которые помогают перерабатывать белки морских водорослей, используемых для приготовления суши, - это делает японцев более приспособленными к этому виду пищи, сообщается в статье исследователей, опубликованной в выпуске журнала Nature.

Авторы исследования полагают, что бактерии Bacteroides plebeius, которые встречаются только в полости кишечника у японцев, получили свои гены переработки белков морских водорослей в ходе так называемого горизонтального переноса генов - прямой передачи генов от одного вида бактерий другим. Источником же этих генов могли послужить бактерии, обитающие на поверхности листьев водорослей.

Авторы исследования, группа ученых во главе с Мирьям Чижек из парижского Университета Пьера и Марии Кюри, в своей работе пытались выявить специфические гены, которые отвечают за переработку бактериями особых углеводов, содержащихся в листьях морских водорослей. Отличительной особенностью этих углеводов являются внедренные в них молекулы серы, для переработки которых нужны специальные ферменты.

К своему удивлению, ученые обнаружили, что среди этих бактерий встречаются уникальные микроорганизмы, обитающие только в кишечниках японцев и нигде более. Затем ученые просканировали геномы бактерий, живущих в кишечниках японцев и 18 американцев, и нашли уникальные гены у пяти коренных жителей Страны восходящего солнца и ни у одного американца.

Авторы исследования полагают, что, разлагая специфические углеводы морских водорослей «нори» или «ваками», используемых для приготовления суши и супов в японской кухне, эти бактерии помогают японцам лучше переваривать и усваивать питательные вещества, содержащиеся в морских водорослях.

По мнению ученых, бактерии Bacteroides plebeius получили такую возможность в результате того, что японцы в течение сотен лет активно ели сырые водоросли. Отсутствие какой-либо методики стерилизации водорослей позволило в свое время микроорганизмам, обитающим на их поверхности, проникнуть в кишечник японцев и передать свои гены бактериям, которые там уже обитали. Это и привело к развитию такого симбиоза.

Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам журнала Nature