«Ученые побороли вирус, заблокировав гены»

Ученым впервые удалось применить технологию подавления работы генов для лечения вирусной инфекции человека, что может быть использовано при создании лекарств, работающих даже при сниженной работоспособности иммунной системы, сообщается в статье исследователей, опубликованной во вторник в выпуске Proceedings of the National Academy of Sciences.

Технология подразумевает использование так называемой РНК-интерференции, при которой дополнительные короткие фрагменты РНК, вводимые в клетку, взаимодействуют по принципу комплементарности с уже находящимися в ней «рабочими» молекулами РНК и влияют на их активность.

Таким образом, например, можно полностью предотвратить считывание информации с какой-либо молекулы матричной РНК, несущей на себе информацию о синтезе того или иного белка и «задавить» работу соответствующего этой РНК гена. Этот принцип используется в природе для предотвращения активности паразитных и вирусных РНК внутри инфицированной клетки организма.

Группа профессора Джона Девинченцо из Центра наук о здоровье при Университете Тенесси в США впервые показала, что РНК интерференцию можно запустить в клетках человеческого организма искусственным путем. До сих пор подобные работы успешно проводились только на животных и в их применимости к человеку исследователи сомневались до последнего времени.

В своей работе Девничнецо задействовал 85 здоровых добровольцев, которые должны были ежедневно использовать специально разработанный назальный спрей. В случае половины добровольцев, этот спрей представлял собой «пустышку», тогда как второй половине добровольцев доставался спрей, содержащий специально разработанные фрагменты РНК, блокирующие работу одного из генов респираторно-синцитиального вируса человека.

Несмотря на то, что многие симптомы этой вирусной инфекции похожи на обычную простуду, этот вирус может быть смертельно опасен для младенцев, однако для взрослых людей не представляет опасности. Вирус был внедрен в организм добровольцев на второй день приема спрея.

Эксперименты показали, что уже на 11 день вирусную инфекцию в организме имели всего 44% добровольцев, принимавших спрей для РНК-интерференции. Среди добровольцев, принимавших «пустышку» к этому времени инфекцию несла большая часть - 77%.

Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам Proceedings of the National Academy of Sciences