«Найден способ сохранения памяти»

Ученые выявили молекулярные изменения в клетках головного мозга, которые приводят к старческим проблемам с памятью у мышей, и разработали методику восстановления способностей мозга запоминать, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Science.

Новая методика в будущем может быть применена для лечения расстройств памяти и у людей.

В своей работе группа ученых под руководством Андре Фишера из Европейского института нейробиологии в Геттингене, Германия, сконцентрировала внимание на так называемых гистонах - белковых молекулах, помогающих ядерной ДНК «упаковать» саму себя в хромосомы. Влияние этих белков на работу памяти уже было выявлено в ходе предыдущих исследований. Ученые небезосновательно полагали, что изменения в этих белках, по мере старения организма, каким-то образом сказываются на работе генов, отвечающих за рост и активность нейронов, вовлеченных в работу памяти.

Чтобы выяснить, в чем заключается это влияние, исследователи использовали подопытных мышей, которым предстояло научиться ориентироваться в новом для них пространстве. Мышей помещали в специальные лабиринты, попадание в часть «комнат» в которых приводил к тому, что мыши получали небольшой электрический удар. Задействованные в эксперименте молодые мыши возрастом три месяца довольно быстро научились избегать этих комнат, что сопровождалось активизацией примерно 1,5 тысячи генов в их ДНК, отвечающих за синтез белков, которые помогают росту новых нейронов - ключевому процессу обеспечения работы памяти как у животных, так и у людей.

Аналогичный эксперимент со старыми 16-месячными мышами такой активизации генов у них не показал, что сопровождалось существенно более низкой способностью испытуемых запоминать опасные комнаты.

Авторы исследования полагают, что аналогичный механизм угасания памяти в старости работает и у людей, на это указывают еще не опубликованные данные об изучении хромосом в мозге больных болезнью Альцгеймера.

Ученые уверены, что разработка новых лекарственных препаратов, запускающих ацетилирование гистонов в клетках мозга пожилых людей, поможет им вернуть контроль над своей памятью.

Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам журнала Science