«Ученые создали «искусственную» клетку»

Американским ученым впервые в истории удалось создать живой организм с искусственным геномом. Исследователи синтезировали геном и пересадили его бактерии. В результате была получена клетка, управляемая исключительно этим геном.

Статья о результатах данной работы была опубликована в конце минувшей недели в журнале Science.

Группа исследователей под руководством доктора Крэйга Вентера из Института Крэйга Вентера ранее уже успешно синтезировала искусственный геном, а также пересаживала геном от одной бактерии к другой. В новой работе эти методы были объединены и в результате получена полноценная клетка, генетическая информация которой синтезирована учеными, сообщает РИА «Новости».

«Это первая в истории синтетическая клетка, и синтетической мы ее называем потому, что она полностью получена из синтетической хромосомы, сделанной из четырех пробирок химикатов в синтезирующем устройстве, по информации с компьютера», – цитирует слова Вентера пресс-служба Американской ассоциации содействия развитию науки.

Исследователи использовали структуру генома бактерии Mycoplasma mycoides, в которую они добавили дополнительные последовательности ДНК, «пометив» таким образом искусственное происхождение генома. Поскольку современная техника позволяет «собирать» только короткие участки ДНК, ученые помещали их в клетки дрожжей, ферменты которых склеивали эти участки вместе. Затем отрезки генома пересаживали в кишечные палочки, после чего обратно в дрожжи.

Таким образом ученые получили геном длиной более миллиона пар нуклеотидов, который пересадили бактерии другого вида, Mycoplasm capricolum. В геноме сохранились все «метки», намеренно удаленные учеными гены и мутации, возникшие при его конструировании, но «синтетические» клетки имели ожидаемые характеристики Mycoplasma mycoides, синтезировали соответствующие белки и могли делиться.

По мнению ученых, их работа сделает возможным создание бактерий, предназначенных для решения конкретных задач в области энергетики, экологии, медицины и других сферах. В частности, исследователи планируют создать водоросли, способные улавливать углекислый газ и вырабатывать углеводороды.

Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам РИА «Новости»