Вы: Гость ( Войти )

Выберите Ваш город...
По-умолчанию, через 10 секунд будет установлен город Хабаровск

г. ( Россия )

Изменить
MoiGorod.Ru Mobile!

Новости

Последние Недавние Популярные

«Завершился российский фестиваль-событие»

Десятый фестиваль российских мультипликаторов стал событием. И не только потому, что впервые за его историю в конкурс попали сразу два полнометражных фильма: "Алеша Попович и Тугарин Змей" Константина Бронзита и "Щелкунчик" Татьяны Ильиной. Есть еще ряд оснований называть его таковым. Главное из них – уникальный проект "Гора самоцветов", создаваемый студией "Пилот".

К февралю были готовы первые 11 фильмов из заявленных 52-х. Все они объединены пластилиновой заставкой, которая начинается со слов: "Мы живем в России". К пятому фильму на этой фразе фестивальный зал взрывался где истеричным хохотом, а где и стоном, но на седьмой секунде заставки внимание вновь концентрировалось на экране. Живем-то мы в России, но страна у нас больно большая. И каждый раз зрителям рассказываются новые подробности о каком-либо народе или крае, в котором, возможно, мы никогда не побываем. А у каждого народа есть свои сказки, каждая из которых – "как драгоценный камень-самоцвет".

Фильмы из этой серии – тоже самоцветы. Блестящие, ослепляющие, непохожие друг на друга. Пожалуй, самые стильные – северные сказки, передающие с помощью художников-постановщиков удивительный колорит своих малочисленных и загадочных народов. Эскимосская сказка "Про ворона" Алексея Алексеева и нивхская сказка "Как обманули змея" Андрея Кузнецова подкупают и изобразительным, и звуковым рядом. В них все гармонично, даже невероятно пестрая расцветка главных персонажей.

Башкирская сказка "Лиса-сирота" Сергея Гордеева – это целый ряд "приветов" знаменитым фильмам, книгам, эпизодам нашей истории. Известный всем сюжет про то, как Лиса воровала с чердака масло, оброс и расцветился многочисленными подробностями и гэгами. Так, например, Петух всеми жестами и высказываниями напоминает, ни много ни мало, Владимира Ильича, а Волк и Заяц ходят в обнимку и постоянно твердят, что они "двести лет вместе".

В дагестанской сказке "Шейдулла-лентяй" Рима Шарафутдинова и Сергея Гордеева трюки следуют беспрестанно: только успеваешь отсмеяться над одним, на тебя обрушивается другой. А этот уморительный кавказский акцент, с которым разговаривают все герои! А эти дурацкие наигрыши, которые постоянно исполняет заглавный герой – клинический идиот и лентяй! А эта пошлая оговорка, которая к месту: "Вынь камень из жо... из глотки, и тогда перестанешь тонуть!"

Русские сказки – настоящая россыпь остроумия. Вышеупомянутый Константин Бронзит представил в рамках проекта "Кота и лису". По стилю и гэгам фильм отдаленно напоминает "Лису и зайца" Юрия Норштейна и совершенно не напоминает предыдущие работы Бронзита (отчасти в этом заслуга молодой талантливой художницы Дарины Шмидт). Лучший питерский режиссер умело держит марку, сохраняя яркую индивидуальность. Некоторые сцены гениальны: Медведь медленно поднимается из-за кустов, вырастая, как скала из земли; Волк кричит из засыпанной ямы, но мы видим только ритмично подскакивающие листья; молчаливый Заяц, словно теннисный мячик, непроизвольно отскакивает ото всех, мешается под ногами и попадает туда, где ему совсем не место. Повторяющийся трюк с пуговицей, которую Кот приспособил вместо монокля, вызывает гомерический хохот. Ну и, конечно, Бронзит не может не ввернуть "крылатую фразочку". На этот раз она то и дело выскакивает из уст Кабана: "Дожили!"

У Михаила Алдашина в фильме "Про Ивана-дурака" играют даже фоны. Картина снята в 3D-анимации, но внешне напоминает перекладку, "вживленную" в сложную трехмерную декорацию, за основу которой взяты лубок и вертепный театр. В нужный момент, допустим, дом с шумом улетает вверх, а на его место опускается лес, и герою никуда не нужно ходить. Выглядит это довольно органично. Не говоря уже об очаровании главных героев и замечательном тексте, начитанном Александром Филиппенко.

В первой партии выпустил свой фильм и художественный руководитель проекта и студии "Пилот" Александр Татарский. В паре с Валентином Телегиным они экранизировали татарскую сказку "Толкование сновидений". Когда успели? Ведь оба параллельно вели абсолютно все фильмы, доделывая, а порой и переделывая то, что напортачили молодые. Шефствовал и Михаил Алдашин. А классик Эдуард Назаров стал для многих и вовсе отцом родным. Эта четверка выполняет функции Худсовета, возрожденного "Пилотом" на благо общего кинодела.

Фильмы "Горы самоцветов" выполнили свою главную функцию – возродили традиции советской мультипликации, вернули "среднюю планку" на прежний высокий уровень. Как заявил Валентин Телегин, "это колбаса без туалетной бумаги". Таким и должно быть кино. Выше подниматься надо, опускаться ниже – категорически запрещено. И этот средний уровень так больно ударил по остальным, что многие конкурсные фильмы померкли и затерялись в программе. Даже, в общем-то, не самые плохие фильмы.

Открытие Суздальского фестиваля – дебютантка Юлия Аронова. Она представила сразу два своих фильма: "Эскимо" и "Жук, корабль, абрикос". Первый – кукольный – девушка сняла одна, у себя дома, на станке, собранном своими руками. Понимая, что можно было бы посоветоваться с профессионалами и достать все необходимое, ей захотелось попробовать все самой, с нуля. Изобрести велосипед. И Юле это удалось. Более того, кино получилось трогательно очаровательным. Один чаплинский эпизод чего стоит: грустный пингвин заходит в свою клетку сквозь прутья, но вдруг спохватывается – дверцу надо было открыть! – возвращается, достает из-под коврика ключ, отворяет дверцу и входит в клетку уже "как надо"... Второй фильм – привет Юрию Норштейну. В нем нет сюжета, а есть лишь ощущения, воспоминания, настроения. И волшебная игра с технологией перекладки, как это раньше удавалось только великим режиссерам. "Торкнутая Норштейном", шутили об Ароновой в кулуарах. Пусть не все удалось, пусть картинка не склеилась в целостный видеоряд, но у барышни есть определенный потенциал, который в скором времени предъявит анимационному миру нового мастера.

Студия "Аргус", разродившаяся наконец-то "Щелкунчиком", представила в этом году забавную киношутку "Буревестник". Режиссер – представитель среднего поколения аниматоров Алексей Туркус. Он работает в кино давно, но всегда остается в тени своих более удачливых коллег, не обласкан ни вниманием, ни призами. "Буревестник" – тоже произведение не аховое, но оно, как то самое классическое ружье, вдруг выстрелило. Да так, что оказалось в центре главного фестивального скандала.

Для начала несколько слов о фильме. Это школьный анекдот, в котором отличница читает знаменитое нескладное стихотворение Горького "Песнь о Буревестнике", а остальные ученики занимаются каждый своим делом. Разбушевавшаяся горьковская стихия врывается в класс, вовлекая в себя и школьников, и учительницу, которую блистательно озвучила Мария Аронова. Грамотное зрительское кино, как и следовало ожидать, пришлось по душе, в первую очередь, зрителям. В этом году на фестивале впервые смогли голосовать все желающие: для этого на сайте Rambler Vision были выложены отрывки из всех конкурсных мультфильмов. "Буревестнику" отдали голоса большинство пользователей. Но это еще не все. Фильм победил и в рейтинге участников фестиваля. Его результатов в Суздале ожидают не меньше, чем решений жюри: оценка коллег-профессионалов для авторов поважнее субъективного мнения пятерых мэтров. Так вот, "Буревестник" перекрыл и "Гору самоцветов", и "Алешу Поповича", и всех остальных. Его вписывали в рейтинговую карточку (куда можно было внести всего 5 фильмов) даже те, кто отстаивал интересы своей студии, отдавая четыре оставшихся графы ее работам.

Теперь непосредственно о скандале. В первую очередь, это невручение Гран-при. Даже если бы не было в этом году проекта "Гора самоцветов", в конкурсе участвовали вполне приличные работы. Другое дело, что на Гран-при они не тянули. Все четыре фестивальных дня критики, журналисты и режиссеры обсуждали один вопрос – кто из "Горы" станет главным лауреатом? Бронзит, Алдашин, Кузнецов, Алексеев? Или Наташа Березовая, чей фильм "Про барана и козла" приняли особенно горячо? Или наградят весь проект в целом? Не угадал никто. И в этом случае самое обидное, что невручение Гран-при сразу принизило значение всего юбилейного фестиваля. Кричали: "Прорыв!" Кричали: "Возрождение!" А выходит, программа-то была, мягко говоря, слабенькая. Почему жюри приняло такое решение – загадка.

Руководитель "Пилота" и президент фестиваля Александр Татарский справедливо метал молнии. Его студия всегда была в опале у чиновников от кино, и он надеялся, что успех "Горы самоцветов" несколько изменит такое отношение. Теперь же Татарский говорит об интригах, которые каким-то образом повлияли и на уважаемых "жюристов".

Странная история произошла и с рейтингом. Приступая к подсчету, никто не сомневался, что первые 5 мест возьмет все та же "Гора самоцветов". Ошиблись и здесь. Голосовать могли все 350 человек, аккредитованных на фестивале, но в ящик было опущено всего лишь 109 карточек. Большая часть из них представляли интересы тех или иных студий. Это видно невооруженным глазом: в одной карточке все пять мест отданы фильмам одного продюсера. Видимо, была изначальная установка, и студийцы честно ее выполняли. Иногда люди не сдерживались и одно место все-таки отводили любимой картине – тому же "Буревестнику", "Алеше Поповичу" или еще кому. Любопытно, что поклонники "Горы самоцветов" оказались не очень активными, и названия фильмов проектов встречались реже прогнозируемого. Кроме того, на фестивале появилось много молодежи, которая еще не совсем понимает смысла голосования, а может и вовсе не знает о нем. Зато те, кому важно отстоять интересы своих студий, стараются вовсю. Почему такой целью не задался Александр Татарский? Наверное, он все еще романтик и верит в честную борьбу. Так или иначе, если бы не корпоративная возня, 100 голосов можно было бы считать отражением общего мнения, но... Объективность рейтинговой оценки исчезла, первоначальная благородная идея была похоронена.

Итак, результаты зрительского рейтинга:
"Буревестник" – 197
"Кот и лиса" – 171
"Про мышонка" – 139
"Про барана и козла" – 119
"Про ворона" – 107
"Про Ивана-дурака" – 99
"Каштанка" – 96
"Жук, корабль, абрикос" – 83
"Шейдула-лентяй" – 46
"Как обманули змея" – 45

Ну, и немного о наградах жюри. Три приза фестиваля достались Большой киностудии "Пилот". Бронзовая девочка с гусем на малахитовой подставке вручена фильму "Кот и лиса" Константина Бронзита за лучшую режиссуру. Такого же приза удостоены Михаил Алдашин и Олег Ужинов за картину "Про Ивана-дурака". Алексей Алексеев получил приз за создание гармоничного звукового и зрительного пространства в фильме "Про ворона". Худсовет студии награжден дипломом "Коллективному разуму Большой киностудии "Пилот", энергично создающему "Гору самоцветов". И еще один приз – от главного сайтаотечественной анимации – тоже достался проекту "Гора самоцветов".

Режиссер Мария Муат и художник Марина Курчевская получили приз жюри за лучший фильм для детей, которым стала история "Про мышонка" (студия "Анимос"). За талантливый дебют приз достался Юлии Ароновой, создавшей фильмы "Эскимо" и "Жук, корабль, абрикос".

Далее следуют дипломы, призы спонсоров и организаций, награды всевозможных городских администраций, особые упоминания жюри и т.д. Впервые на фестивале вручен приз "За вклад в профессию". Его удостоен патриарх российской анимации, всемирно признанный режиссер и педагог Федор Савельевич Хитрук. Статуэтку получил его внук, Федор Хитрук-младший, и вчера передал ее своему именитому дедушке.
17.02.2005 11:55:00
Что думаете про эту новость?

- Ваш комментарий
↑ Наверх

Главная Новости Доска объявленийНовинка Валюты Афиша (кино) Афиша (события) ФорумНовинка ПопутчикиНовинка ТВ Знакомства Сообщения МагазинНовинка Адреса Погода Конференции Онлайн SMS Чат! MoiGorod
Ваше мнение о MoiGorod.ru:
- Мнение, Емайл, Телефон
Вид:  Мобильный  |  Полноценный
© m.MoiGorod.Ru Mobile!
С 2005 года :-)