«Меняется ли с возрастом интеллект человека?»

Обнаружена тесная связь между особенностями интеллекта в подростковом возрасте, и тем, как интеллект человека изменяется в старости.Соответствующее исследование провела группа шотландских психологов из Университета Эдинбурга.

Работа интересна не только своими результатами, но и совершенно уникальным способом их получения — ученым впервые в мире удалось сравнить данные об умственном состоянии почти двух тысяч подростков и тем, как оно у них изменилось к старости.

Фактически им удалось продолжить исследование, начавшееся восемь десятилетий назад.

Профессор Ян Дири, возглавляющий это исследование, хорошо известен в научном мире своими исследованиями интеллекта и того, как он изменяется с возрастом. Его группу давно интересовал вопрос, почему у одних людей когнитивные способности к старости меняются намного быстрее, чем у других. Исследований на эту тему проводилось довольно много, но все они касались групп какого-нибудь одного возраста — детей, взрослых или стариков. Сравнить, что происходит с интеллектом человека на протяжении всей его жизни, да еще набрать по этому поводу впечатляющую статистику, до сих пор никому не удавалось.

Помогли архивы. В 1998-м году группе Дири удалось обнаружить два старых набора данных, которые в конечном счете помогли им провести такого рода исследование.

Данные касались обследования интеллектуальных способностей у тысяч 11-летних подростков, проводимых в Шотландии в 1932-м и 1947-м годах. Многие десятилетия эти данные были засекречены. Исследователи провели поиск по этим базам данных и смогли обнаружить многих из тех, кто когда-то в этих обследованиях принимал участие — большинство даже не помнило об этом, не самом важном, событии их детства.

1940 человек из тех списков согласились на повторное обследование. У них, теми же методами, что и в прошлый раз, измерили уровень когнитивных способностей, обследовали физическое состояние, а впоследствии подвергли и генетическим тестам.

Первое, что выяснили исследователи — сильная или, как они ее назвали, «гарантированная» корреляция между интеллектом подростка и его же интеллектом в старости.

Иными словами, если в детстве ты был глуп, то с большой вероятностью к старости ума так и не наберешься, а если был умен, то имеешь шанс остаться неглупым и в преклонные годы.

Вывод может показаться банальным, однако главный вопрос оставался без ответа: почему, несмотря на эту «гарантированную» корреляцию, возрастная зависимость не была абсолютной — одни, по словам Дири, к старости, «уходили на верх списка, другие скатывались вниз».

Возрастные изменения когнитивных способностей зависят от множества причин — от здоровья, состояния кошелька, рода занятий, генетики и многого другого. Дири, который в последнее время особенно интересуется наследственными причинами, решил выяснить, существует ли здесь генетическая связь и если существует, то насколько сильная.

У добровольцев взяли кровь на анализ и для каждого из геномов составили карты более, чем полумиллиона SNP — одиночных нуклеотидных полиморфизмов, иначе говоря, изменений в одну букву в генетических цепочках ДНК, отличающих один организм от другого. К сожалению, двух тысяч человек для убедительной статистики не хватило — так и не удалось выяснить, какие из этих полиморфизмов в первую очередь влияют на интеллектуальное старение. Однако общую картину удалось выяснить — имеющейся статистики ученым хватило для вывода о том, что для «интеллектуальной стабильности» генетика имеет значение. Эта стабильность, по их расчетам, примерно на четверть определяется однобуквенными изменениями в ДНК.

Дальнейшая судьба этого исследования зависит от набора статистики.

Подготовлено по материалам Газета.Ru