Загрузка...

Пользователи

      Валюты


      Открыть список банков



      Решится ли проблема Амура?

      5 февраля в Хабаровске прошло заседание круглого стола о проблемах экологического состояния реки Амур и возможных путях их решения, сообщили порталу MoiGorod.ru в ДВ Филиале Всемирного Фонда дикой природы (WWF-Россия). В заседании принял участие Комиссия по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты Российской Федерации, Научно-общественный Совет Координационного Комитета по устойчивому развитию бассейна реки Амур, Дальневосточная межрегиональная экологическая общественная организация "Экодаль", ДВ Филиал Всемирного Фонда дикой природы (WWF-Россия), Хабаровская краевая организация Всероссийского Общества охраны природы. Также в обсуждении приняли участие представители Правительства Хабаровского края, краевой Законодательной Думы, Ростехнадзора РФ, Роспотребнадзора РФ, Общественной Палаты РФ, научных и некоммерческих организаций.

      Все присутствующие были крайне обеспокоены ухудшающимся состоянием окружающей среды, в т. ч. вод и природных ресурсов, а также состоянием государственного управления природоохранной деятельностью на соответствующих территориях.

      На фоне интенсивного экономического развития приграничных районов Северо-Востока КНР, ориентированного на использование российских природных ресурсов (леса, недра, животный и растительный мир, воды Амура и его притоков), но при этом осуществляющих планомерную работу по строительству и реконструкции водоочистных сооружений, сохранению естественных лесов и водно-болотных угодий, созданию охраняемых природных территорий, природоохранная деятельность на российской приграничной территории не имеет характер системных действий многочисленных органов государственного управления, которые не объединены в рамках единой государственной политики рационального природопользования и сохранения окружающей среды, а, по - существу, программы устойчивого развития региона.

      В настоящее время детально прорабатываются планы интеграции российского Дальнего Востока в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона, реализация которых обусловит дополнительное антропогенное воздействие на окружающую среду. В самое ближайшее время регион станет ареной реализации крупномасштабных инвестиционных проектов по добыче и транзиту нефти и газа, минерального сырья и электроэнергии, глубокой переработке лесных ресурсов и других. Однако вопросам обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования природных ресурсов уделяется крайне мало внимания. Без должного внимания к этим вопросам достижение целей создания благоприятных условий для закрепления населения и сохранения здоровой среды его обитания представляется не бесспорным.

      Произошедшее в результате реформирования раздробление функций по охране окружающей среды привело к практически полной утрате государственного экологического контроля и надзора. Не совершенствуется правовая база о нормировании вредного воздействия и плате за негативное воздействие на окружающую среду, об экологическом аудите, о государственном экологическом контроле, отсутствуют многие крайне необходимые методики оценки экологического ущерба при нарушении природоохранного законодательства, а также его причинении в результате хозяйственной и иной деятельности. Изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ в декабре 2006г., фактически упраздняется государственная экологическая экспертиза в отношении проектов строительства, включая объекты добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых. Таким образом, утрачиваются основные рычаги государственного и общественного контроля за реализацией проектов.

      Крайне непоследовательна и разобщена между ведомствами система государственного управления ООПТ, а правовая основа их организации и функционирования в ряде случаев вступает в противоречие с земельным, лесным, гражданским законодательством. Охрана лесов неэффективна - объемы нелегальных рубок сопоставимы с плановыми заготовками.

      Амур был и остается гордостью россиян, одной из последних свободно текущих рек мира. Речная система является стержнем природных комплексов целого экорегиона, обеспечивая стабильность условий окружающей среды на площади около 2 млн. кв. км. Однако трансграничное положение Амура обусловливает все более обостряющиеся проблемы ухудшения качества его вод, рыбы, сокращения биоразнообразия флоры и фауны амурской поймы. Все это непосредственно влияет на ухудшение показателей состояния здоровья населения и демографическую ситуацию. В амурской воде обнаружено более 100 токсичных соединений 1 - 4 классов опасности. Как следствие заболеваемость населения гепатитом "А", острой дизентерией, серозно-вирусным менингитом в два и более раз превышает среднероссийские показатели, а выявленные хронические патологии органов кроветворения, выделительной и вегетативной нервной системы у представителей коренных народов Нижнего Амура не оставляют сомнений в их экологической обусловленности. За последние 15 лет более 860 тыс. человек покинули Хабаровский и Приморский края, Еврейскую автономную, Амурскую и Читинскую области.

      Взрыв, произошедший в ноябре 2005 года на нефтехимическом предприятии в провинции Цзилинь (КНР) стал основанием для возобновления экологического диалога на межгосударственном уровне. Следствием этого стали подписание в 2005 году Меморандума о взаимопонимании в сфере совместного мониторинга и создание совместной подкомиссии по охране окружающей среды в рамках комиссии по подготовке регулярных встреч глав государств (2006 г.). Наступивший 2007 год должен дать старт практическим действиям двух стран в сфере совместного использования и мониторинга вод, предотвращения чрезвычайных ситуаций, сохранения биоразнообразия трансграничного бассейна

      Однако эффект от сотрудничества может быть достигнут только при условии формирования и последовательного проведения ясной национальной экологической политики в приграничном амурском бассейне как обязательного условия устойчивого развития региона, при координации действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней и гражданского общества..

      На основании этого было вынесено предложение Общественной Палате Российской Федерации обратиться со следующими предложениями к органам государственной власти РФ и иным ведомствам.

      Поделитесь этим в социальной сети:











      Нажмите здесь, чтобы добавить Вашу новость

      Читайте также

      Последние
      Другие в рубрике