Обнаружены признаки жизни на других планетах

Коллектив ученых обнаружил водяной пар в протопланетных дисках – газопылевых образованиях, вращающихся вокруг звезды, сообщает Space.com со ссылкой на статью, которая появится 20 марта в журнале Astrophysical Journal Letters, ведущий автор – Колетт Салик из Калифорнийского технологического института.

Используя данные орбитального телескопа «Спитцер», работающего в инфракрасном диапазоне, Салик и коллеги зафиксировали в спектре излучения двух протопланетных дисков пики, указывающие на наличие в них водяного пара.

Газопылевые диски вращаются вокруг молодых звезд DR Tau и AS 205A, удаленных от нас соответственно на 457 световых лет и 391 световой год. Вероятно, рано или поздно частицы диска постепенно начнут слепляться, образуя планеты. Группа Салик обнаружила воду во внутренней части диска – как раз там, где, скорее всего, формируются планеты земного типа. Насколько много воды в диске, оценить трудно: пока что астрономы зафиксировали очень небольшие количества, однако и проанализирована была лишь малая часть диска.

Другая группа ученых, специально разработав методику для определения химического состава диска на основании данных «Спитцера», обнаружила в протопланетном диске звезды AA Тельца простые органические молекулы (HCN, C2H2, CO2), а также водяной пар. Статья об этом была опубликована 14 марта в журнале Science/

Телескоп «Хаббл» позволил еще одной группе ученых впервые обнаружить молекулы метана в атмосфере экзопланеты (планеты, находящейся вне Солнечной системы). Это серьезное открытие является очень важным шагом в поиске признаков жизни на экзопланетах. При благоприятных условиях метан может сыграть ключевую роль в предбиотическом химическом процессе — процессе, необходимом для появления каких-либо форм жизни. И хотя метан присутствует на многих планетах нашей Солнечной системы, это первый случай обнаружения метана на планете, вращающейся вокруг чужого солнца.

Это открытие доказывает, что Хаббл и другие последующие космические миссии (такие как NASA/ESA/CSA James Webb Space Telescope) смогут обнаруживать органические молекулы на планетах других солнечных систем, используя спектроскопию, которая расщепляет свет на его компоненты для того, чтобы определить характерные признаки различных химических элементов.

Теперь известно, что на планете HD 189733b есть метан и водяной пар. Расположена она на расстоянии 63 световых лет в созвездии Лисичка (Vulpecula). HD 189733b — горячая экзопланета типа Юпитера, находящаяся так близко от своего солнца, что период обращения составляет всего два дня. Температура атмосферы планеты — около 900 градусов Цельсия — почти такая, при которой начинает плавиться серебро.

Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам Lenta.ru