Загрузка...

Пользователи

      Валюты


      Открыть список банков



      Каждые три дня в стране отстраняют от должности по мэру

      Пик политической борьбы за должности глав муниципалитетов в регионах придется на осень 2008 года. Таков прогноз экспертов, прозвучавший в ходе пресс-конференции по итогам мониторинга фактов давления на глав муниципальных образований. Это исследование было проведено комиссией Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике.

      С начала года зафиксирован 81 случай отстранения от должности мэров, в большинстве случаев это происходит по инициативе губернатора региона. Иными словами, отмечается в материалах комиссии, «отставки или возбуждения дел происходят в среднем раз в три дня, и это без учета данных по муниципальным органам среднего уровня».

      Такая частота может показаться надуманной, но как раз в день пресс-конференции был оглашен приговор Олегу Лебедеву, мэру Твери — теперь уже бывшему. Суд приговорил его к полутора годам лишения свободы с формулировкой «за воспрепятствование следствию». Возбуждение уголовного дела — одна из наиболее популярных мер давления на строптивых или чересчур независимых градоначальников. С успехом применяется и такой способ, как внесение в действующие уставы муниципальных образований поправок, отменяющих выборность глав муниципалитетов. В этом случае вместо мэра городом управляет так называемый сити-менеджер, де-факто являющийся наемным работником, сменить которого для региональной власти не составляет никакого труда.

      Именно такие поправки в минувшую пятницу рассматривала Костромская городская дума. Незадолго до этого мэр Костромы Ирина Переверзева ушла в отставку под давлением главы региона Игоря Слюняева, который и инициировал изменение устава города. Парламентарии, впрочем, в пятницу приняли только одну из трех губернаторских поправок, так что борьба на этом фронте, очевидно, будет иметь продолжение.

      Представляя журналистам данные мониторинга, председатель комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике Леонид Давыдов оговорился, что исследователи не ставили перед собой задачи решить, виновен ли тот или иной мэр: «Для нас непринципиально, правы они или нет, мы считаем количество конфликтов и говорим, что, наверное, оно ненормально». «Мы допускаем, что в ряде случаев такие шаги не продиктованы административным давлением и являются обоснованными», — отмечается в материалах исследования.

      Эксперты отмечают, что с начала лета возросло количество конфликтов между мэрами и региональными властями. Это связывается с муниципальной реформой, проводимой министром регионального развития Дмитрием Козаком. С 1 января 2009 года полностью вступает в силу федеральный закон N131, предоставляющий органам местного самоуправления достаточно широкие полномочия. «Трудности при реализации закона используются не для принятия оперативных мер по поддержке местного самоуправления, — считает Леонид Давыдов, — а для попыток отсрочки муниципальной реформы на неопределенный срок».

      С его точки зрения, независимо от кажущейся причины в основе конфликтов между губернаторами и мэрами лежат экономические интересы. «Мы не считали, сколько это в денежном выражении, но это в первую очередь земля во всех ее проявлениях», — отметил Давыдов. А участвовавший в пресс-конференции генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов добавил, что «бюджеты крупных городов по-прежнему остаются привлекательными».

      Политолог Дмитрий Орешкин видит в ужесточении борьбы между губернаторами и главами муниципалитетов еще более глубокий системный конфликт. «У нас в стране треть населения живет в городах, соответственно вся экономика сконцентрирована в городах, которые и производят большую часть валового регионального продукта. А губернаторы должны отвечать за всю территорию. Грубо говоря, их политика сводится к тому, чтобы из городских элит вырвать деньги и размазать по всей территории губернии. Город хочет оставить себе больше средств, губернатор — больше забрать», — объясняет Орешкин подоплеку конфликтов.

      Разрешить это фундаментальное противоречие, по мнению эксперта, можно двумя способами: «Надо или встроить мэров в вертикаль, то есть отменить статью 12 Конституции, выводящую органы местного самоуправления из системы государственной власти. Или искать какие-то более точные маневры согласования и повышать уровень свободы как губернии, так и городских элит, чтобы они действовали по общим для всех федеральным законам».

      Авторы мониторинга Общественной палаты не идут так далеко в своих предложениях. Однако в целях восстановления справедливости они готовы потребовать от федерального центра проверить обстоятельства, при которых конкретные мэры были досрочно смещены, отправлены в отставку или под суд. А журналистам, экспертам и самим органам местного самоуправления предложено подключиться к мониторингу и пополнить имеющуюся базу данных Общественной палаты свежими примерами.

      Подготовлено порталом MoiGorod.Ru по материалам Время новостей

      Поделитесь этим в социальной сети:











      Нажмите здесь, чтобы добавить Вашу новость

      Читайте также

      Последние
      Другие в рубрике
      Популярные (в рубрике)