Занятия спортом предотвращают старение

Регулярная долговременная физическая активность предотвращает старение организма на уровне ДНК в клетках, кроме оказания множества других положительных эффектов на здоровье человека, уверены авторы исследования, опубликованного в журнале Circulation: Journal of the American Heart Association.

Группа ученых под руководством профессора Ульриха Лауфса из Саарского университета в Хомбурге, Германия, обнаружила, что регулярные интенсивные физические нагрузки предотвращают укорочение теломер - фрагментов ДНК, составляющих края хромосом и предотвращающих их от повреждений. Длина тепломер определяет количество процессов деления, которое данная клетка может пережить, и потому является своеобразными биологическими часами, укорачиваясь в процессе каждого деления.

Считается, что именно укорочение теломер в ДНК клеток, составляющих ткани организма, приводит постепенному старению и определяет продолжительность жизни. Когда тепломеры становятся слишком короткими - клетка погибает.

В своей работе ученые исследовали длину теломер в клетках крови двух групп профессиональных спортсменов - молодых 20-летних бегунов, средняя дистанция, которую они пробегали, составляла 73 километра в неделю, и возрастных спортсменов с возрастом около 50 лет, пробегающих в среднем 50 километров в неделю. Авторы статьи сравнивали длину их теломер с длиной этих фрагментов ДНК здоровых взрослых людей того же возраста, не имеющих вредных привычек, однако не занимающихся спортом регулярно.

Ученые выяснили, что в организме спортсменов в одном из типов клеток крови - белых кровяных тельцах - в результате регулярных занятий спортом происходит активация особого фермента - теломеразы. Этот фермент предназначен для добавления небольшого фрагмента ДНК к участку теломеры, таким образом компенсируя постепенное укорочение теломер. Такой эффект особенно ярко наблюдался в организме более возрастных атлетов.

«Наиболее важное открытие, которое нам удалось сделать, состоит в том, что физическая активность в случае профессиональных спортсменов приводит к активации важного фермента, стабилизирующего теломеры. Это прямое свидетельство эффекта, предотвращающего старение организма, который подвергается физическим нагрузкам», - сказал Ульрих, слова которого приводит пресс-служба Американской ассоциации кардиологов.

Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам журнала Circulation: Journal of the American Heart Association