Загрузка...

Пользователи

      Валюты


      Открыть список банков



      ФАС придумала как снизить цены на бензин

      На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что внесла на рассмотрение правительства формулу расчета справедливой цены на нефтепродукты. Решение о ее введении может быть принято в течение полутора месяцев. Ведомство обещает снижение цен на бензин и дизтопливо на 15%. Однако опыт предыдущих лет показывает, что нефтяники отвечают на регулирование цен дефицитом.

      "Постояли цены на полочке – опять выросли на докризисную величину", – так охарактеризовал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин поведение цен на нефтепродукты во время кризиса. Понять негодование чиновника можно: "великое стояние" российских цен на бензин, когда мировые снизиилсь вдвое, выглядит просто скандально. При этом антимонопольная борьба с нефтяниками длится уже десять лет.

      Первый "бензиновый кризис" случился весной 2000 года. Цены на нефть тогда только начинали свой разбег, и неопытные "короли бензоколонок" действовали кто во что горазд: в одних регионах цены стали расти вслед за мировыми, в других топтались на месте – прежде всего, по "настоятельной просьбе" губернаторов. В результате, регионы с дешевым бензином оказались в момент начала сезона посевной и поездок на дачи с пустыми АЗС, а в остальных народ прибывал в шоке от небывалого роста цен: они могли и на 10% подскочить за ночь. Антимонопольщикам поручили пресечь безобразие, и ведомство быстро выяснило, что нефтяные компании поделили Россию на вотчины, в которых каждая из них стала практически монополистом. Были оргвыводы и судебные разбирательства, поправки в законы и штрафы – но цены, несмотря на все эти меры, продолжали подниматься.

      Потом был и второй "бензиновый кризис", и третий... Наконец, правительство заключило с нефтяниками соглашение о заморозке цен. Правда, злые языки говорили, что заморозили цены аккурат на их пике, но инициатива понравилась – и такие соглашения стали заключаться ежегодно. Результат долгой истории бескомпромиссной борьбы и гибкой политики кнута и пряника: Россия чуть ли не единственный в мире экспортер нефти, где внутренние цены на бензин выше, чем в иных странах-импортерах.

      Однако чаша терпения, похоже, переполнилась: как подсчитало Минэкономразвития, цены на топливо внутри страны во время кризиса были выше, чем при экспорте, причем разрыв доходил до 100%. Так, по данным международного агентства Argus, отслеживающего котировки на рынке нефти, 27 октября 2008 г. Aи-92 в Москве стоил 22,4 р., а чистая экспортная цена его составляла 10,901 р. В результате, ФАС разработала формулу справедливой цены нефтепродуктов – "стоимость нефтепродуктов на мировом рынке минус экспортная пошлина и транспортные расходы плюс налоги". Если отпускная цена НПЗ окажется выше, будут штрафовать.

      По мнению ФАС, в результате розничные цены должны упасть примерно на 15%. Однако стоит вспомнить опыт "бензиновых кризисов": сдерживание цен на бензин приводило к его дефициту. Учитывая практически открытые границы с соседними странами, не трудно понять, что подобный сценарий может повториться. Подобное регулирование может быть лишь временной заменой нормального рынка. А до его установления по-прежнему далеко: о необходимости развивать биржевую торговлю нефтепродуктами, стимулировать строительство независимых НПЗ и развивать конкуренцию говорят все последнее десятилетие, но воз и ныне там. Биржа создана, но торгуется на ней лишь 2% от общего объема нефтепродуктов на рынке – как раз столько, чтобы можно было сослаться на "рыночную цену". С НПЗ ситуация еще хуже: не только независимых не появилось, но и имеющиеся так и не дождались модернизации в тучные годы. В результате, под угрозой введение более высоких стандартов топлива: большинство российских НПЗ не сможет их выдержать.

      Да и формула ФАС может еще преобразиться: нефтяники при поддержке Минэнерго добиваются разрешения на колебание цен в пределах 20%. Что фактически сводит идею сдерживания роста цен на нет. Чья формула покажется правительству справедливее, станет ясно уже весной, к началу автомобильного сезона. Будет ли что залить в бензобак?

      Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам utro.ru

      Поделитесь этим в социальной сети:











      Нажмите здесь, чтобы добавить Вашу новость

      Читайте также

      Последние
      Другие в рубрике