Загрузка...

Пользователи

      Валюты


      Открыть список банков



      PC Magazine/RE расшифровал Фестский диск

      Александр Рябцев, сотрудник редакции журнала PC Magazine/RE, расшифровал письменность загадочного артефакта критской культуры, известного как Фестский диск.

      Более ста лет назад, вечером 3 июля 1908 г., при раскопках дворца в городе Фест на Крите итальянский археолог Луиджи Пернье нашел глиняный диск диаметром около 16 см с надписями на обеих сторонах. Почти за век исследований никто не смог достаточно убедительно расшифровать его, а обилие предложенных чтений создало из небольшого керамического изделия хрестоматийный символ неразрешимой загадки. Проблема в краткости текста: на диске всего 242 знака (информационная емкость диска оценивается в 180 байт данных). Знаки отштампованы в сырой глине с помощью набора штемпельных печатей, поэтому Фестский диск также — первый известный памятник «полиграфии». Можно сказать, что это и первый известный нам «жесткий диск» в смысле устройства хранения информации.

      Фестский диск
      Фестский диск

      «Фестский диск можно считать первым в истории человечества жестким диском. Этот загадочный артефакт содержит надписи на неизвестном языке, — по сути всего 180 байт данных, — но потребовался век для его расшифровки, — отметил Александр Рябцев, автор расшифровки, редактор раздела ПО журнала PC Magazine/RE, — на основании ряда вычислительных экспериментов, статистического и лингвистического анализа, сегодня можно с уверенностью утверждать, что язык Фестского диска принадлежит к индоуральской семье; текст Фестского диска состоит из пяти стихотворных строф и имеет космогонический характер, метрический размер большинства строф близок к размеру финских рун, самая большая строфа допускает поэтическое переложение».

      За век исследований Фестского диска было выдвинуто немало гипотез, порой граничащих с откровенными фантазиями, особенно, когда те формулировались специалистами гуманитарного профиля (примеры в изобилии представлены, например, в русском варианте т. н. «свободной энциклопедии», «Википедии»). В то же время с самого начала была очевидна необходимость вычислительного эксперимента, как минимум для построения гипотез и контроля создаваемых вариантов расшифровки.

      Фестский диск — не первый памятник критской письменности, которая начинается с иероглифики, по характеру самобытной и непохожей, например, на египетскую. В дальнейшем на ее основе развивается письмо из линейных знаков, получившее название «линейное А» и известное по нескольким сотням табличек, в основном критских (но их язык неизвестен). (Кстати, Фестский диск был найден рядом с такой табличкой.) Затем появляется «линейное письмо Б», происхождение которого от линейного А, несомненно, но представляющие его тысячи табличек найдены также в континентальной Греции, в районах древних Микен и Пилоса. Их язык, как установил в 1952–1953 гг. М. Вентрис, оказался архаичным греческим диалектом и получил наименование микенского. Фонетические знаки линейного Б передают открытые слоги (т. е. гласный, перед которым может стоять согласный) или дифтонги. Все это привело к мысли, что основа данного письма — линейное А — предназначалась для негреческого языка, и поэтому естественно допустить, что письменность Фестского диска и выражала этот самый язык, будучи промежуточным этапом от критской иероглифики к линейному письму А.

      Хотя до сего дня Фестский диск остается практически единственным памятником представленной им письменности, дальние родственники у него все же есть. Один из них — совсем бедный: просто отпечаток одного знака (№ 21). Другой — бронзовый двойной топор из Аркалахори с 15 знаками (из коих минимум пять не встречаются на диске). Еще два памятника схожи с Фестским диском спиральным расположением надписи: золотой перстень из Мавро Спелио содержит 19 знаков критского линейного письма А, а свинцовая пластина из Мальяно — более пространную этрусскую надпись (единственный некритский из перечисленных памятников).

      Итоговая расшифровка Фестского диска начиналась как результат вычислительного эксперимента с методами логического программирования (на языке Prolog). Первый обзор эксперимента был опубликован в PC Magazine/RE 8/2007, до конца того же года были получены важные результаты, позволившие приступить сначала к статистическому анализу языка диска, а затем и к истолкованию его текста.

      На первом этапе была подготовлена база знаний на языке Prolog (использовался интерпретатор SWI-Prolog); после расчетов (вычислительная мощность расчетной станции составляла 350 тыс. LIPS — Logical Inference per Second, единица измерения производительности, равная числу логических выводов, выполняемых за 1 с) обнаружилось статистически значимое отождествление ряда элементов. Первоначальное машинное решение предлагало для ряда знаков до 42 равновероятных вариантов, оценки и исследования позволили сократить их число и, спустя три года после первых экспериментов, можно говорить о расшифровке вековой загадки Фестского диска.

      Согласно гипотезе, прошедшей проверку как статистическими, так и лингвистическими методами, Фестский диск содержит стихотворный гимн космогонического характера. В PC Magazine/RE, 1/2010 была опубликована статья «В гостях у Минотавра», подводившая общие итоги проделанной за 30 месяцев работы. В частности, выяснилось следующее:

      - язык Фестского диска принадлежит к индоуральской семье языков;
      - текст Фестского диска состоит из пяти стихотворных строф и имеет космогонический характер;
      - метрический размер большинства строф близок к размеру финских рун;
      - самая большая строфа допускает поэтическое переложение.

      Сохранить осмысленный звуковой узор фестского текста в русском переводе трудно, но с примерным сохранением метрики оригинала текст самой крупной строфы перевести можно так:

      скалы Иды пламенеют
      с Иды свет зари приносит
      лучезарный соплеменник
      Руцуна у Крита вод
      новое земли цветенье
      мироздание спасает
      Святожизни красоту.


      Полный текст перевода Фестского диска после некоторых технических уточнений будет опубликован в PC Magazine/RE.

      PC Magazine/RE


      Журнал PC Magazine/RE («Персональный компьютер сегодня») — компьютерное издание для квалифицированных пользователей и профессионалов, работающих в малом и среднем бизнесе. Журнал знакомит с достижениями и тенденциями развития информационных технологий. Основное внимание уделяется описанию новых аппаратных, программных и сетевых продуктов. Важным помощником в принятии решений являются сравнительные тесты изделий одного класса от различных производителей. Вот почему основу журнала составляют отчеты о тестированиях, проводимых российской Тестовой лабораторией PC Magazine/RE и американской лабораторией PC Labs. В редакции работают и сотрудничают ведущие российские специалисты в своей области. Журнал имеет собственную тестовую лабораторию, которая проводит испытания аппаратных и программных продуктов преимущественно по методикам компании Ziff-Davis. Лаборатория производит 15-16 обзорных сравнительных тестирований в год и 10-15 описаний новых продуктов в рубрике «На первый взгляд» ежемесячно. По результатам тестирований присуждаются награды «Выбор редакции». Учреждена одна из самых престижных наград в ИТ-индустрии «Лучший продукт года».

      Поделитесь этим в социальной сети:











      Нажмите здесь, чтобы добавить Вашу новость

      Читайте также

      Последние
      Другие в рубрике