Генетические болезни можно победить

Ученые разработали метод транспортировки ДНК между оплодотворенными человеческими яйцеклетками, с помощью которого можно предотвратить развитие у ребенка смертельных наследственных заболеваний, сообщается в статье исследователей, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Речь идет о заболеваниях, связанных с мутациями в так называемой «митохондриальной» ДНК - мтДНК. Эта короткая молекула ДНК отличается от большой ядерной, несущей на себе весь ядерный геном, имеет всего около 13 генов и находится только в специальных органеллах клетки - митохондриях, которые отвечают за выработку энергии для всех внутриклеточных процессов.

Митохондриальная ДНК передается без изменений от матери к ребенку, а потому наличие в ней негативных мутаций не может быть компенсировано доминантными генами отца. Мутации мтДНК могут приводить к большому количеству разнообразных тяжелых нарушений работы организма - мышечной и сердечной недостаточности, нарушениям функций печени, слепоте, нарушениям умственного развития и так далее.

По этой причине молодые женщины, знающие о своей плохой наследственности, вынуждены принимать тяжелое решение - иметь ли собственных детей, и потенциально обрекать их на пожизненные проблемы со здоровьем, или не иметь своих детей вовсе.

Группа ученых под руководством Дугласа Тарнбелла из Университета Ньюкасла в Великобритании показала, что в будущем этого непростого выбора можно будет избежать благодаря методу отделения ядерной ДНК от мтДНК в яйцеклетке и ее переносу в новую здоровую донорскую яйцеклетку, имеющую нормально функционирующую мтДНК.

Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам журнала Nature