Вилочковая железа защищает от ВИЧ

Американские ученые выяснили механизм, позволяющий иммунной системе некоторых пациентов подавлять размножение вируса иммунодефицита на протяжении практически неограниченного времени. По данным исследователей, подобная неуязвимость для ВИЧ-инфекции связана с особенностями созревания T-лимфоцитов в вилочковой железе.

У большинства людей заражение ВИЧ при отсутствии лечения неизбежно приводит к разрушению иммунной системы и развитию синдрома приобретенного иммунодефицита. Однако иммунная система очень небольшой группы больных способна самостоятельно бороться с вирусом. СПИД у этих людей не развивается на протяжении многих лет и даже десятилетий после заражения. Предыдущие исследования показали, что большинство таких пациентов обладают особым вариантом гена из группы человеческих лейкоцитарных антигенов HLA B57. Наличие этого гена также связано с повышенным риском развития аутоиммунных заболеваний.

Учитывая эти данные, сотрудники Массачусетского технологического института построили компьютерную модель, описывающую особенности созревания T-лимфоцитов у носителей гена HLA B57, а также влияние этих особенностей на способность иммунной системы выявлять и уничтожать клетки, пораженные вирусом иммунодефицита. Достоверность результатов такого моделирования была подвержена исследованием с участием 1900 ВИЧ-инфицированных, 1000 из которых обладали устойчивостью к развитию СПИДа.

В процессе созревания T-лимфоцитов в вилочковой железе эти клетки подвергаются воздействию различных антигенов, образующих комплекс с протеинами, кодируемыми генами HLA. Клетки, слишком активно реагирующие на эти антигены, получают сигнал к самоуничтожению. Таким образом происходит отсев Т-лимфоцитов, которые способны атаковать собственные ткани организма.

По словам одного из соавторов исследования Брюса Уолкера, выводы ученых, возможно, окажутся полезными при разработке новых методов лечения ВИЧ-инфекции. В частности, возможно создание вакцин, искусственно увеличивающих число агрессивных Т-лимфоцитов у зараженных ВИЧ пациентов.

Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам журнала Nature