Предложен новый эталон массы

Группа ученых предложила новый эталон для килограмма, масса которого не будет изменяться со временем, как у существующего эталона. Работа исследователей пока не принята в рецензируемый научный журнал, но ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Международный эталон килограмма хранится в парижской Палате мер и весов и представляет собой цилиндр из сплава платины и иридия диаметром и высотой 39,17 миллиметра. Эталон был отлит в 1889 году, и с тех пор его масса могла измениться, в частности из-за оседания пыли. Специалисты стараются как можно реже доставать эталон из подвала, где он хранится, так как при каждом извлечении его масса также изменяется из-за «отрыва» нескольких атомов.

Ученые предложили несколько альтернатив эталона килограмма. Например, таковым могло бы служить тело, эквивалентная энергия которого соответствует энергии такого числа протонов, суммарная частота колебаний которых равна 2997924582/66260693 х 104 герц. Однако для того чтобы получить такой эталон, необходимо проведение очень дорогостоящих экспериментов.

Авторы новой работы предложили иной вариант эталона. Они подсчитали, что масса, равная одному килограмму, будет у куба из атомов изотопа углерода-12, грань которого составляет 8,11 сантиметра. Такой куб будет содержать строго определенное количество атомов, а именно 2250 х 281489633.

Ученые не в первый раз выступают с предложением об изменении эталона килограмма. Впервые они высказали такую мысль в 2007 году, а сейчас доработали некоторые детали. Другие варианты эталонов также постоянно дорабатываются.

Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам arXiv.org