Загрузка...

Пользователи

      Валюты


      Открыть список банков



      Как будут развиваться электронные платежи?

      В конце октября в Москве состоялась очередная, уже пятая по счёту ежегодная конференция «Российский банковский сектор: жизнь в новой реальности», проводимая Альфа-Банком для региональных СМИ.

      В программе конференции представлены доклады не только топ-менеджеров самого банка, но и авторитетных деятелей финансовой отрасли страны. А сами банкиры рассказывают о важных тенденциях развития банковского бизнеса. В частности, в рамках конференции руководитель блока «розничный бизнес» Альфа-банка Алексей Марей, рассказал о перспективах взаимодействия высоких технологий и финансовых институтов. Интересные выдержки из выступления – ниже.

      Алексей Марей
      Алексей Марей


      Алексей Марей: «Сегодня банки, как минимум, должны уходить от такого понятия, как просто банковский продукт. Необходимо смотреть, каким образом существующие технологии меняют нашу жизнь. Есть несколько примеров того, что происходит в мире и каким образом сейчас развиваются технологии. Возникли и развиваются системы электронных денег. Они существуют в России, существуют в Китае, существуют практически везде. И с достаточно бурным развитием интернета, у нас, как клиентов, появилась потребность оплачивать покупки в интернете.

      Развиваются, так называемые, бесконтактные технологии. Притом, что развиваются они по двум стандартам. Одна – это так называемая технология мобильных платежей (NFC) – технология, которая сейчас получила массовое коммерческое распространение только в двух странах – это Япония и Южная Корея, где фактически идет синергия между производителями трубок, мобильными операторами, банками и инфраструктурой. И действительно, полноценно существует возможность оплаты с помощью мобильного телефона.

      Банки и мобильные операторы тесно сотрудничают в этом направлении. Для примера, на Филиппинах платеж происходит со счета банка, но при этом он инициируется с помощью SMS команд. В целом можно сказать, что сейчас такой рынок находится в стадии бурления. Фактически, рождается новая бизнес-модель в разных странах. В зависимости от той или иной позиции регулятора развиваются различные бизнес-модели: где-то мобильные операторы становятся банками, где-то банки запускают собственного виртуального мобильного оператора, как, например «Рабобанк».

      Сегодня мобильность является одним из важных факторов, когда доступность услуг является серьезным конкурентным преимуществом и требованием со стороны клиента, определенного рода движение навстречу между мобильными операторами и банками, безусловно, будет существовать.

      Что касается интернет услуг, то тут можно отметить развитие интернет-банкинга в различных странах. Здесь очень сильно выделяется Скандинавия - с цифрами близкими к 80%, чуть ниже идет Европа - 40%. Если посмотреть на Россию, то по нашим оценкам, сейчас в России, за исключением, наверное, Сберегательного банка (точных цифр по нему нет), это порядка 5-6 млн. клиентов, с ним, наверное, 10-12 млн. Это те люди, которые подключены к этой услуге и пользуются ею сегодня. Безусловно, огромный потенциал развития этого рынка еще ждет нас впереди, и мы, как банк, безусловно, надеемся сыграть в этом определенную роль.

      Какого рода операции происходят сейчас в различных странах? Как повышается операционная эффективность?

      Наверное, было время, когда банки не очень над этим задумывались: ну и что, подумаешь, операция происходит через отделение, ну и что, что на это тратится огромное количество человеческих ресурсов. Я сталкивался с ситуацией, когда банк, запуская интернет-банк, по сути своей, строил фронт системы принимающей заявки, за которым сидели люди, забивающие платежки в систему расчетов - и это называлось интернет-банком.

      На мой взгляд это, безусловно, ситуация прошлого, когда такие технологии уходят и банки очень серьезно думают о том, как повысить операционную эффективность. Мы вступаем в новую эру, и выигрывать будет тот, кто будет делать быстрее, кто будет делать удобнее, кто будет делать выгоднее. А, безусловно, одним из серьезных помощников в этом является та самая операционная эффективность. И сегодня, в странах бывшего советского союза, да и в России тоже, огромное количество операций делается в отделениях. И одна из больших задач, которая стоит, на мой взгляд, перед всеми розничными банками в первую очередь, это как сделать так, чтобы услуги клиент мог получать дистанционно, научить его, показать ему эти преимущества и перевести его в дистанционные каналы.



      С какими проблемами сталкивается банк в данном случае, ведь дистанционные услуги экономят потребителю массу времени и усилий?


      Что очень нам помогает и что, безусловно, является необходимой инфраструктурой для развития бизнеса в части интернета - это проникновение всемирной сети по всей стране, потому что, безусловно, сравнивая себя с западными странами, мы должны понимать, что Россия пока в этом отстает. Но нельзя отрицать высоких темпов проникновения интернета, хотя бы за последний семилетний период. Если посмотреть на подрастающее поколение, и взглянуть чуть дальше, на 2015 год, а может на 2020, когда начнут подрастать те, кто сейчас учится в школах, нельзя отрицать, что сегодня интернет в их жизни играет уже совершенно другую роль, чем ту, которую он играет даже в нашей. И эти люди, которые уже не мыслят себя без сети и, безусловно, для них поход в отделение или визит в банк будет играть абсолютно другое значение, и может не иметь никакого отношения к физическому походу туда.

      В каких основных направлениях развивается система электронных платежей на сегодняшний день?

      Если в целом посмотреть на тенденции развития электронных платежей, мы для себя поделили их на три такие категории: это развитие управления счетом в банке, это платежи с мобильного телефона, и это платежи в интернете. Если остановится на первом, то вот такими темпами развиваются сейчас операции через наш интернет-банк «Альфа-клик». Видно, что в 2006-2007 году этого фактически было очень-очень мало. Если посмотреть на количество клиентов, по сравнению с 2007 годом и сейчас, в 2007 году было чуть меньше 200 тысяч клиентов, сейчас их более 1,1 млн., а всего к услуге было подключено 1,7 млн. Темпы роста более чем удваиваются каждый год. И под операциями мы имеем в виду все операции, связанные с переводами, как между своими счетами, так и существенной долей - внешними переводами, когда клиент осуществляет платеж.

      Учитывая то, что технологии меняют нашу жизнь уже сегодня, тоже следует отметить достаточно интересное направление мобильного банкинга, как iPhone. Можно увидеть динамику роста использования приложения «Альфа-мобайл» на различного рода платформах. Мы видим, что и в мире, и в России доля смартфонов растет, потому что это удобно, потому что банк внедряется в мобильный телефон и, как следствие, растет процент его использования.


      Что предлагает Альфа-Банк в сфере оплаты услуг в сети интернет?

      Если посмотреть на платежи в интернете, то это оплата по картам или интернет-эквайринг, и системы электронных денег. Мы считаем, что, безусловно, если будет клиентская потребность, то рынок, так или иначе, ответ на эту потребность найдет. За последние год-полтора в части оборотов по интернет-эквайрингу «Альфа-банка» произошел взрывной рост. К сожалению, рынок этот не прозрачный, поэтому у меня нет достоверной цифры, чтобы показать итог по всему направлению, но наша доля оценивается порядка 20%, если брать в целом долю расчетов по картам в интернете. Но, опять же, отмечаю существенный рост такой услуги, и клиенты все больше и больше ею пользуются. Опять же, связано с тем, что банки разрабатывают определенные системы, направленные на борьбу с мошенничеством, стараясь максимально обезопасить своих клиентов.

      Что касается сотрудничества с системами электронных денег, то видя такую клиентскую потребность, мы запустили проект совместно с компанией «Яндекс-деньги». Называется он «Деньги от А до Я». В этом году в этот проект присоединились другие операторы этого рынка, и мы видим существенный рост оборотов. У клиентов это очень востребованная услуга, и они понимают, что за часть сервисов удобнее расплачиваться электронными деньгами.

      Как будет развиваться система платежей с мобильного телефона?

      Если говорить про данную индустрию, то здесь есть различные точки зрения. Безусловно, мобильные операторы, наверное, хотят делать так, чтобы расчеты шли вообще без участия банков. И, наверное, это точно не то, что мы поддерживаем, потому что считаем, что банки в этой цепочке должны быть. Рынок и международная практика показывают, что способны найти точки синергии между банковским сообществом и телекоммуникационными компаниями, обеспечив клиенту те услуги, в той форме, которая на сегодняшний момент рынком востребована. Потому что, как ни крути, технологии действительно меняют нашу жизнь. И вот возможно так будет выглядеть банк будущего.

      Посмотреть другие публикации с конференции можно здесь: http://hbr.moigorod.ru/news/details.asp?n=2146413426

      Поделитесь этим в социальной сети:











      Нажмите здесь, чтобы добавить Вашу новость

      Читайте также

      Последние
      Другие в рубрике
      Популярные (в рубрике)