Загрузка...

Пользователи

      Валюты


      Открыть список банков



      Новый фильм Кирилла Серебренникова выходит в прокат

      Юрьев день
      Юрьев день

      С 18 сентября в российский прокат выходит фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день" по сценарию Юрия Арабова. Лента уже была замечена кинокритиками на фестивале "Кинотавр". Она участвовала в конкурсной программе и Ксения Раппопорт, сыгравшая главную героиню, получила приз за лучшую женскую роль.

      Во второй половине 90-х Юрий Арабов вел колонку в «Общей газете», в ней он в форме эссе рассказывал о жизни обитателей городка Юрьев-Польский, что во Владимирской области и своем взаимодействии с ними. Прошли годы и эти наблюдения вылились в сценарий «Юрьева дня». Название фильма имеет несколько подсмыслов: первый лежит на поверхности – место действия - город Юрьев-Польский, второй - исторический, крестьяне с 1497 года и до царствования Бориса Годунова, то есть примерно сто лет, могли менять хозяина лишь неделю до и неделю после Юрьева дня (23 апреля по старому стилю). Также этот день у славян основной календарный рубеж, разделяющий год на два полугодия Юрьевское и Дмитровское. Все эти историко-мифологические аллюзии следует понимать как время перехода, трансформации.

      Оперная певица перед отъездом в Германию решила навестить город, где когда-то родилась. Она взяла с собой взрослого двадцатилетнего сына. Как рафинированные интеллигенты, они не могут слова сказать, не подкрепив его цитатой из Стасова или другого классика, и, что вполне естественно для русских интеллигентов, они отправляются в кремль, осмотрев который, они будут считать поездку завершенной. Но случается нечто, что изменяет ход обычного культурного отдыха.

      Говорят, что Арабов определенно хотел, чтобы его сценарий поставил именно Серебренников, который сначала скептически относился к проекту, не считал его своим и тянул целый год, прежде чем приступить к съемкам. Однако Арабов не ошибся в режиссере. А чем собственно интересен Серебренников? Дело в том, что Кирилл Серебренников – один из лидеров театрального направления «Новая драма», а «Новая драма» - это не что иное, как современное русское воплощение сюрреализма. И так как жизнь в нашей стране действительно сверхреальна, а в провинции нереальна настолько, что хоть топор вешай, тут был нужен взгляд профессионала. И Серебренников вполне справился с задачей, он преодолел театральность и искусственность, свойственную его первому фильму «Изображая жертву», не ругался матом по двадцать минут, потому что литературный материал настолько мощен, глубок и хорошо проработан сценаристом, что все эти попытки заострения не нужны. Этот сюрреализм вытекает из самой жизни.

      По ходу фильма вспоминаются другие отечественные фильмы о русской глубинке, снятые в 80-е и 90-е годы и уже через несколько планов можно увидеть, как фильм идет дальше: дальше «Темы» Глеба Панфилова, дальше «Курочки Рябы» Андрея Кончаловского. Он просто глубже и точнее в понимании и столичных людей и провинциальных. Но также фильм можно прочесть и на более реалистическом уровне, потому что история правдоподобна и каждый знает, что наша коренная Русь на сегодняшний момент такова. В фильме удалось «объэкранить» современную жизнь русской глубинки, превратить ее в культурное кинопространство.

      Главную женскую роль исполнила петербуржская актриса Ксения Раппопорт и, по мнению критиков, это лучшая роль из того, что она сыграла в кино. Она моложе, чем должна быть мать двадцатилетнего юноши, ей всего 34, а в момент съемок было 33, но это типичный для сюрреализма прием. Но ведь мало заявить, это надо еще сыграть и актриса блестяще справилась с чужим, еще непрожитым, возрастом. Образ главной героини необычайно сложен – в фильме героиня трансформируется, изменяется, уходит от оперной дивы, царицы.

      Ее основного партнера по фильму сыграл актер МХАТа Сергей Сосновский, до того малоизвестный в кино. Он работник милиции, который при ближайшем рассмотрении оказывается уголовником, что в принципе никого не удивляет. И как же это убедительно.

      Картину в эстетике живой камеры снял оператор Олег Лукичев, который до этого работал на «Путешествие с домашними животными» и «Garpastum». Как в работе операторов любителей, здесь много расфокусированных кадров, отдельно выхваченных кусков, фрагментов, как в home-видео, где неумеха оператор, не выключая камеру, ведет объективом по всему, снимает все, не отвлекаясь на ракурс и прочие операторские глупости. Но это настолько эстетизировано, здесь эти любительские эффекты освоены как приемы большого кинематографа, возведены в прием.

      Авторам картины удалось представить безусловно прекрасное - уродливым, а уродливое красивым. Это настолько сложная в выполнении задача, что об этом можно написать книгу.

      Подготовлено информационной службой портала MoiGorod.Ru по материалам proficinema.ru

      Поделитесь этим в социальной сети:











      Нажмите здесь, чтобы добавить Вашу новость

      Читайте также

      Последние
      Другие в рубрике